Фредерик Браун


ЗАЛ ЗЕРКАЛ


---------------------------------------------------------------------------
Frederic Brown. Hall of Mirrors, 1953.

(с) Широков Николай. Перевод 2000.                  (e-mail: snn@decima.ru)

Все права сохранены. Текст помещен в архив TarraNova с разрешения 
переводчика. Любое коммерческое использование данного текста без 
ведома и согласия переводчика запрещено.
---------------------------------------------------------------------------


       У всех нас есть любимые темы  в  научной  фантастике. Моя  любимая -
теория  парадокса  времени.   Путешествие  во  времени  позволяет  человеку
встретить его или ее родителей прежде, чем он или она  были  рождены (как в
фильме "Назад в будущее"}, вовлекает борьбу в прошлом,  результат  которого
определит настоящее (как в фильме "Терминатор" или в истории  Фрица Лейбера
"Война изменений") - великое множество возможностей. И  когда  все  выходит
хорошо, этот потенциал глубоко стимулирует наше сознание.  Интеллектуальное
возбуждение получается в значительной степени из факта, в  котором  загадки
времени, как указывает  Малькольм Эдвардс, могут быть наукой, эквивалентной
беллетристике. Рассказ "Зал зеркал" как раз  является  выдающимся  примером
потенциала  такого  типа,  ведь  он  создан  руками  настоящего   мастера -
Фредерика Брауна.

                                                         Мартин Х. Гринберг


       Бывает  так, что кто-то читает название, потом читает историю, затем 
вновь  перечитывает  название.  В  этом  случае, Фредерик  Браун  объясняет 
перспективу столкновения с одной и той же ситуацией, подобно  тому,  как  в  
старомодной парикмахерской вы видите многократное отражение одного  и  того 
же  лица, уменьшающееся  вдали.  Вы  поняли  бы  название,  если  б  он  не 
объяснил?
       Вы можете проверить это, если  никогда  не  читали  историю. Прежде, 
закройте ладонью заключительный параграф. Теперь читайте к  концу  рядом  с 
последним параграфом, и  рассмотрите  название. Не  поняли?  Тогда  читайте 
последний параграф, и уверяю вас, что выбранное название является  наиболее 
соответствующим. 
       Попробуйте спросить себя, а что сделали  бы  вы? И  какие  парадоксы 
могли бы являться результатом ситуации, описанной в этой истории?
       Если вы придумываете такие же яркие истории, помните, что именно эти 
парадоксы,  вероятно  и  являются  лучшим  свидетельством   не  возможности 
путешествий. Ведь путешествовать по желанию, назад и вперед во  времени  не 
покидая поверхности Земли,  невозможно,  даже  в  теории.  Однако,  имеется 
вероятность, которую я нахожу невозможной  исключить  из  моей  собственной 
концепции  настоящей  научной  фантастики: любое  путешествие  во  времени, 
является путешествием "быстрее чем свет".

                                                               Айзек Азимов




       В  какой-то  момент  вы  думаете,  что  эта  временная  слепота, как
внезапный выход из темноты  на  яркое  солнце. Ведь  можно  ослепнуть, если 
взглянуть на ослепительный свет, проведя долгое время в темноте.
       Нервы вашего тела сообщают вам, что вы стоите, но вы осознаете,  что
секунду назад сидели, удобно откинувшись в шезлонге, во внутреннем  дворике 
дома вашего друга на Беверли Хиллс.  Говоря  с  Барбарой - вашей  невестой, 
глядя  на  Барбару  - Барбара  в  купальнике  - на  ее  стройное  тело,  ее 
золотистый загар.
       Кажется, вы  были  в  плавках. Теперь  вы  не  чувствуете  их,  лишь 
небольшое давление упругого пояса чуть ниже талии. Вы ощупываете свои руки, 
бедра - вы голы. Ну и положение! Какое-то  безумие  случилось  с  вами. Это  
больше, чем внезапная слепота.
       Вы поднимаете руки  в  надежде  нащупать  что-либо, и  они  касаются
равной, гладкой поверхности стены. Вы разводите их в стороны, и каждая рука
достигает угла. Снова в центр, медленно. Вторая стена, затем  третья, затем 
дверь. Похоже, вы находитесь  в  туалете, площадью  приблизительно  полтора 
метра. Рука  нащупывает  ручку  двери. Она  поворачивается, и  вы  толкаете 
дверь. Дверь легко поддается и открывается в освещенную  комнату.  Комнату, 
которую вы никогда не видели прежде...
       Комната небольшая, но приятно обставлена. Хотя мебель и имеет стиль,
который является несколько странноватым для вас.  Осторожность   заставляет
вас открывать дверь медленно, но комната пуста.
       Вы  ступаете  в  комнату,  оборачиваясь, чтобы  посмотреть  назад, в 
туалет, который теперь освещен при свете комнаты. Туалет оказывается  и  не 
туалетом вовсе.  Размер и форма те же, но в нем ничего нет - ни  крючка, ни 
вешалки для одежды, ни какой-либо полки. Он  пуст. Голые  стены  в  полтора 
квадратных метра.
       Прикрывая  дверь, вы  осматриваете  комнату. Комната  приблизительно
четыре на  пять  метров; одна  дверь, но  она  закрыта; никаких  окон; пять 
предметов мебели. Четыре из них вы более или менее узнаете. Один напоминает 
обеденный стол. Другой - очевидно стул, удобно выглядящий. Еще  один  стол, 
похоже письменный, многоуровневый. И кровать или кушетка. 
       Какое-то темное пятно мерцает поперек нее - глаза еще не  освоились. 
Вы  идете  и  поднимаете  нечто.  Это - какой-то  предмет  одежды  и  вы  с 
удовольствием надеваете ее. Шлепанцы под кроватью, вы вдеваете в  них  ваши 
ноги.  Они  нежны, подобно  шерсти  ягненка, но  более  мягкие  и  идеально 
подходят вам. Чувствуется, их разнашивали именно вы. Ну вот вы и одеты.
       Теперь вы смотрите на дверь. На дверь, ведущую в туалет (туалет ли?) 
из которого вы вышли. Подходите  к  ней  и  пробуете  ручку, но  дверь  уже 
заперта.  Чуть  выше  нее  приклеена  маленькая  записка,  напечатанная  на 
машинке:

            "Эта  дверь  имеет  набор  замков  времени,  чтобы 
       отправляться по выбранным координатам. Лучше бы  вы  не 
       выходили из этой комнаты, и вы скоро поймете почему. На 
       столе лежит письмо для вас. Пожалуйста, прочтите его".

       Подписи нет. Вы оборачиваетесь к столу, и видите, что на  нем  лежит 
конверт. Но вы не идете к нему, что бы прочесть письмо, вы чем-то напуганы.
Чем?
       Вы  осматриваете  другие  предметы  в  комнате. Освещение  не  имеет
никакого  источника, который можно обнаружить. Свет льется из ниоткуда. Это
не отраженное освещение - потолок и стены не отражают  его  вообще.  Такого
освещения не было там, откуда вы прибыли. А что  вы  вообще  подразумеваете 
под выражением "там, откуда прибыли"?
       Закрыв  глаза, вы, как  можно  спокойнее, говорите  себе: я - Норман 
Хастингс, помощник профессора математики в университете  Южной  Калифорнии. 
Мне двадцать пять лет, и это тысяча девятьсот пятьдесят четвертый год. 
       Вы открываете глаза и снова озираетесь.
       В 1954 году мебели такого  стиля  не  было  ни  в  Лос-Анджелесе, ни 
где-нибудь еще. Вы здесь гость и даже не предполагаете, что это такое.  Так 
мог бы  ваш  дедушка, смотреть  на  телевизор. Вы  смотрите  вниз, на  себя 
непосредственно, на мерцающий предмет одежды, что нашли на кушетке. Большим 
и указательным пальцем вы щупаете его структуру. Это не похоже ни на что, к 
чему вы прикасались когда-либо прежде.
       Но я - Норман Хастингс и это должен быть 1954-й год!
       Внезапно вы понимаете, что должны узнать все.  Вы решительно идете к
столу, и поднимаете конверт, лежащий на нем. Ваше имя напечатано на лицевой 
стороне.
 
       "Норман Хастингс".

       Ваши руки немного дрожат - не вините их. Конверт открыт и вы достаете
несколько машинописных страниц. 

       "Дорогой Норман",

       Начиналось письмо. Вы быстро  перелистываете  к  концу, чтобы  найти 
подпись, но и тут  подписи  нет.  Вы  перелистываете  обратно  и  начинаете 
читать. 

       "Ничего не бойтесь. Нет причин для страха, но многое нужно объяснить. 
Многое из того, что вы должны понять прежде,  чем замок времени откроет эту 
дверь. Многое из того, что вы должны просто принять и смириться.
       Вы уже поняли, что находитесь в будущем.  Одежда  и  комната  должно 
быть  дали понять вам, что я спланировал это так, что бы потрясение было не
слишком велико. Так, что бы в течении нескольких минут вы прочли это письмо
и поверили мне. 
       "Туалет", из которого вы только что вышли  и, надеюсь, к  настоящему 
времени поняли, и есть машина времени. Вы отправились  в  2004  год, дата - 
7-е апреля, пятьдесят лет с того времени, в котором  вы  жили. И  вернуться 
обратно вы не можете.
       Я сделал сие для вас. Не знаю, возненавидите ли  вы  меня  за  это - 
решать не мне, да это и не имеет значения. Единственное, что имеет значение 
- решение, которое вы должны принять. Я - не смог.
       Кто пишет вам? Я предпочел бы все же не  сообщать. К  тому  времени, 
как вы закончите читать  это  письмо, даже  притом, что  оно  не  подписано 
(поскольку я знал, что вы первым делом  будете  искать  подпись), не  будет 
надобности сообщить вам, кто я. Вы уже догадаетесь.
       Мне семьдесят пять лет. Я из 2004-го года. Тридцать лет я исследовал 
теорию времени.  Я закончил самую первую машину, когда-либо построенную, и, 
к настоящему времени, факт  ее  существования - моя  собственная  тайна. Вы 
только что участвовали в первом и самом главном эксперименте. В вашем праве 
решить, должны ли продолжаться эти эксперименты?  Нужно ли дать ее миру или 
машина должна быть уничтожена и никогда не использована вновь?"

       Конец  первой  страницы.  Вы  раздумываете  на  мгновение, стоит  ли 
переворачивать на следующую?  Вы  начинаете  догадываться, что  будет  и... 
переворачиваете ее.

       "Я построил первую модель, неделю назад.  Мои  вычисления  показали, 
что она будет работать, но она заработала не так, как я ожидал.  Она  могла
посылать объект лишь назад во времени, но не вперед.
       Первый эксперимент показал мне ошибку.  Я поместил металлический куб 
в машину, миниатюрную копию той, из которой  вы  вышли, и  заставил  машину 
отправиться назад на десять лет. Я щелкнул  выключателем  и  открыл  дверь, 
чтобы взять куб, но он исчез! Вместо него я нашел горсть порошка.  Тогда  я 
поместил  другой  куб  и  отправил  его  на  два  года  назад.  Второй  куб 
возвратился неизменным, за  исключением  того, что  он  стал  более  новым, 
блестящим. Это и дало мне ответ. Я понял, что кубы переместились во времени
в то физическое состояние, которое имели на тот  момент.  Те  металлические 
кубы были изготовлены приблизительно три года назад. Я послал первый  в  то
время, когда он еще не существовал. Машина  вернула  ему  состояние  равное
десятилетней давности, то есть то, когда он был  просто  рудой. Вы  видите, 
как наши теории путешествия во времени были ошибочны? 
       Мы думали, что можно войти в машину, скажем, в 2004 году, установить
координаты на 50 лет назад и спокойно  отправиться  в  1954...  Но  это  не
сработало. Машина не двигается  во  времени, машина  лишь  воздействует  на 
предмет по отношению к себе, а не к остальной части Вселенной. Я подтвердил 
это со свиньями в Гвинеи, посылая полуторамесячную свинку  на  пять  недель 
назад и получал младенца!
       Не буду перечислять здесь все мои эксперименты  - вы найдете отчет в 
столе, и  сможете  изучить  их  позже.  Теперь  вы  понимаете, Норман,  что 
случилось с вами?!" 

       Вы начинаете понимать, и вас бросает в пот.

       "Я - тот, кто написал это письмо, и  я  же  теперь  его  читаю ! Вы, 
непосредственно в  возрасте  семидесяти  пяти  лет, в  2004  году. Вы - это 
семидесяти пяти  летний  человек, с  телом, возвращенным  к  двадцати  пяти 
летнему возрасту, с вытертыми воспоминаниями о прожитых  пятидесяти  годах. 
Это вы изобрели машину времени! И прежде, чем вы испытали  ее  на  себе, вы 
предприняли эти меры, чтобы помочь себе самостоятельно - вы написали письмо, 
которое теперь читаете.  
       Но что же произошло за те полвека, которые вы пропустили, от которых  
вы "ушли"? Что с друзьями, которых вы любили? Что с вашими родителями?  Что 
с девушкой, на которой вы хотели жениться? Да, вы захотите узнать  все, что  
случилось. Так читайте же:
       Мамочка умерла в 1963.  Папа в 1968.  Вы женились на Барбаре в 1956. 
Мне искренне жаль  сообщать  вам, но  она  погибла  тремя  годами  позже, в 
авиакатастрофе. У вас остался  сын. Он  жив  и  здоров.  Его  имя - Уолтер, 
теперь ему сорок шесть и он работает бухгалтером в Канзас-Сити".

       Слезы накатываются на глаза, и вы больше не можете  читать.  Барбары  
нет, она погибла сорок пять лет назад! А ведь только несколько минут назад, 
в субъективном времени, вы были вместе. Сидели рядом с нею, на ярком солнце 
во внутреннем дворике на Беверли Хиллс...  Вы  с  трудом  заставляете  себя 
читать дальше.

       "Но давайте вернемся к открытию.  Вы начинаете понимать некоторые из 
его значений. Вам нужно время для раздумий, чтобы понять все. Ведь  оно  не 
дает возможности путешествовать во времени, поскольку мы  думали  именно  о 
перемещении, но оно дает нам бессмертие. Временное бессмертие я дал и вам. 
       Действительно ли это хорошо? Заслуживает ли внимания потеря памяти о 
пятидесяти годах жизни, чтобы возвратить тело  к  относительной  молодости?
Единственный путем я могу  это  выяснить - я  должен  попробовать  сам, как  
только закончу писать это письмо и сделаю другие приготовления.  Вы  будете  
знать ответ.
       Прежде, чем вы решитесь  сообщить  об  этом  людям, помните: есть  и 
другая  проблема, более  серьезная,  чем  психологическая.  Я  подразумеваю 
перенаселенность. Если наше открытие  дать  миру, если  все, кто  стар  или 
умирает, могут сделать себя вновь молодыми, население будет  удваиваться  с 
каждым поколением. Ни остальной мир, ни даже наша собственная, относительно 
просвещенная  страна,  не   решаться   принять   обязательное   ограничение 
рождаемости. Дайте это  миру  сегодня, и  в  пределах  поколения  возникнет 
голод, страдание, войны, возможно даже и полный крах цивилизации.
       Да, мы достигли  других  планет, но  они  не  подходящие  место  для 
колонизации. Иные звездные системы могут  стать  нашим  шансом, но  слишком
долог путь до них. Когда-нибудь мы сделаем миллиарды  пригодных  для  жизни
планет, и там будет наш ответ, но до тех пор... 
       Так каков же будет ответ сейчас?  Уничтожить машину?  Но подумайте о 
бесчисленных жизнях, которые  мы  могли  бы  спасти, страдания, которые  мы 
можем  предотвратить. Подумайте  о  том, что  это  означало  бы  для  людей 
смертельно больных раком. Думайте...  Думайте, а я заканчиваю письмо". 


       Вы думаете о Барбаре, погибшей сорок пять лет назад. Что  она  целых
три года была вашей женой, и что те годы потеряны вами навсегда.  Пятьдесят 
потерянных  лет! Вы  проклинаете  того  семидесяти  пяти  летнего  старика, 
которым вы стали, и который сделал это с вами...  Но кто решил это сделать? 
Не вы ли сами? Как горько это осознавать... 
       Вы знаете, каково должно быть решение. Вы  думаете, что  и  он  знал 
тоже, и понимал. Что  мог  благополучно  оставить  это  на  вашей  совести. 
Проклинайте его - он должен был знать! 
       Слишком  ценно, чтобы уничтожить и слишком опасно, чтобы дать. Ответ 
очевиден - вы должны быть хранителем этого открытия и держать его в  тайне, 
пока не будет  безопасно  отдать  его  человечеству. Пока  человечество  не 
отправится к звездам и не заимеет новые миры, чтобы населить их. Или до тех 
пор, пока не достигнет  такого  уровня  развития, при  котором  оно  сможет 
избежать перенаселенности, нормируя рождаемость. 
       Если  ни  один  из  этих  факторов  не  осуществится  в  последующие 
пятьдесят  лет (вряд ли это произойдет так скоро), тогда  вы,  в  семьдесят 
пять, будете писать  другое  письмо, подобное  этому. Вы  будете  проводить 
другой опыт, подобный тому, который вы только  что  осуществили  и  примете 
такое же решение.  А почему бы и нет?  Вы снова будете тем же самым молодым 
человеком. Снова и снова, чтобы сохранить эту тайну, пока  человечество  не 
будет готово к нему.


       Как часто вы будете сидеть  за  столом  подобно   этому  разу? Думая 
о том, о чем думаете теперь, чувствуя печаль, которую вы сейчас чувствуете.
Услышав щелчок  в  двери, вы  знаете, что  замок  времени  открылся, и  что 
вы можете покинуть  эту  комнату, чтобы  начать  новую  жизнь  вместо  той, 
которую уже прожили. Но теперь вы не спешите идти через ту дверь.
       Вы сидите в комнате, глядя невидящим взором прямо перед  собой  и  в 
ваших глазах  перспектива  многократного  повторения, подобно  тому, как  в  
старомодной  парикмахерской  вы  видите  многократное  отражение  одного  и 
того же лица, уменьшающееся вдали.


- конец -